10 советов, которые помогут побеждать в конкурсах фотографии

Печать

Оригинал опубликован на сайте  tonywublog.com. Автор: Tony Wu. Перевод: Masha Sudovykh

Во многих конкурсах процесс отбора, в ходе которого жюри выбирает победителей, совершенно непроницаем извне (по крайней мере, для конкурсантов). Следующее, что участник услышит после подачи заявки, либо "Поздравляем, ваша фотография выбрана!", либо... ничего. В обоих случаях остается лишь недоумевать, почему фотография прошла (или не прошла) отбор. Эта неизвестность может стать для вас непростым испытанием, если в будущем вы собираетесь принимать участие в других конкурсах. Не мешало бы знать, что именно вы сделали верно, а что – не совсем, а еще пригодились бы подсказки, как увеличить ваши шансы на успех.

За последние месяцы мне выпала честь побывать в жюри нескольких конкурсов фотографии (DEEP Indonesia, Underwater Festival, Ocean Art), и, думаю, я мог бы поделиться полезными наблюдениями о том, как отбирают фотографии и как определяются победители.

Пусть это послужит для вас своего рода заблаговременной моральной подготовкой к грядущим конкурсам.

Только один немаловажный момент, прежде чем начнем: все мысли, которыми я поделюсь, всего лишь личные наблюдения, лишь то, что влияет на мои собственные решения. Я ни в коем случае не хочу говорить за других судей или организаторов. Так что, пожалуйста, не нужно смотреть на условия и решения жюри любого конкурса только через призму моих слов.

Киваете ли вы сейчас со словами "Смотри-ка, а Тони и правда есть что сказать" или качаете головой в недоумении и вздыхаете "Что за самозванец", я все-таки смею надеяться, что проблемы, которые я затрону, натолкнут вас на кое-какие мысли. А, может быть, в итоге и помогут вам при подаче работ.

Вот ключевые этапы, которые я так или иначе прохожу при просмотре конкурсных фотографий.

1. Исключить очевидное

Я имею в виду, например, фотографии с плохим освещением или не в фокусе, размытые (где очевидно, что это не часть задумки) и прочие неполадки на фотографиях, обусловленные технической и механической составляющими.

Во многих конкурсах организаторы отсеивают такие снимки еще до того, как работы увидят судьи, но иногда они все-таки случайно пропускают несколько. Временами отсеивания и вовсе не происходит, тогда исключить их — задача жюри.

Если коротко, — посылать на конкурс фотографии, в которых присутствуют вышеуказанные проблемы, не имеет смысла.

Может прозвучать жестко, но если вы претендуете на некий результат в серьезном конкурсе, вы должны быть самым суровым своим критиком.

Если вам сложно объективно и хладнокровно оценить собственные работы, найдите в своем окружении человека, который сможет, не задев при этом ваших чувств, честно сказать: "Это отстой!" (человек будет просто золото, если сможет к тому же объяснить свое мнение).

2. Взвесить все тонкости

Здесь мы говорим о таких критериях, как композиция (где-то немного правее, где-то чуть больше обрезать...), "заметность", "броскость" снимка (это сложно определить однозначно, но на просмотрах хорошее фото сразу цепляет взгляд), мелкие недочеты и досадные помарки.

Тонкостям такого рода могут придать огромное значение, а могут, наоборот, совершенно не обратить на них внимания — и зависит это в основном от уровня конкурса.

Обычно я поступаю следующим образом: просматривая снимки в каждой категории, отмечаю про себя уровень качества каждой фотографии — никакой экспертизы, лишь то, что подсказывает мне интуиция.

На этом этапе я не останавливаю свой выбор ни на одном из снимков. Только составляю о них первое впечатление и мысленно приписываю некий уровень: очень удачно, так себе, слабовато... и т. д.

После каждого отсева критерии отбора становятся все строже: чем лучше фотография, тем пристальнее я оцениваю тонкости ее качества и замысла.

В конце концов, фотографии в таких конкурсах всегда оцениваются исходя из сравнения с остальными участвующими.

Вот пример ситуации, в которой мое мнение может поменяться в пользу одной из работ.

Скажем, вы сделали восхитительный снимок стаи скатов прямо у поверхности. А сзади едва виднеется ныряльщик, высунувший из воды голову... Иными словами, безголовый ныряльщик. И это не значит, что я тотчас исключу эту фотографию. Но если на победу в той же категории будут претендовать другие удачные снимки, такая тонкость обязательно повлияет на мое окончательное решение.

3. Оплакать трагические ошибки

Абсолютно во всех конкурсах, где мне довелось судействовать, попадались великолепные снимки, автор которых подал заявку в неверную категорию.

Например, в Ocean Art Photo Contest в категории “Поведение подводных жителей” была отличная фотография — про себя я сразу отметил ее как одну из самых удачных.

Но вот в чем дело: когда судьи собрались на онлайн-конференции, чтобы обсудить фотографии и сделать выбор, в ходе нашей дискуссии мы пришли к неутешительному выводу, что на этой отличной фотографии не запечатлено никакого “поведения” как такового.

Участвуй она в портретной категории, готов поклясться, стала бы одним из фаворитов.

Очень досадно! Потому что снимок мне действительно очень понравился, и я хотел бы, чтобы он получил признание (читай: я ныл, как мог, но все-таки правда была на стороне остальных жюри).

Итак, вывод, думаю, очевиден: когда подаете заявку на конкурс, стоит внимательно прочесть описания всех категорий, чтобы убедиться, что отправите свои фотографии на рассмотрение в самую подходящую из них.

4. Отмести снимки “под копирку”

Между подражанием чужой манере и бессовестным копированием чужого стиля очень, очень тонкая грань. Одно из преимуществ моего участия в жюри крупных конкурсов — насмотренность.

Я видел тысячи фотографий.

И пусть я не всегда сразу замечаю снимки, копирующие фотографии победителей прошлых лет, зато, когда замечаю, исключаю их. Без вопросов. Возможно, в этом отношении я немного более строг, чем другие члены жюри, но у этого есть причина: на мой взгляд, фотография — это искусство.

А искусство требует самобытности. Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы изучать фотографии коллег и что-то перенимать у них (вообще-то, это лучший способ совершенствоваться), но если вы стремитесь к тому, чтобы ваши работы снискали признание на конкурсе, не делайте фото “под копирку”.

5. Избавиться от “модных” фотографий

Тренды и модные веяния приходят и уходят. Терпеть не могу моду на что-либо, что угодно, не обязательно в фотографической сфере; может появиться мода на определенные сюжеты, на места, на техники… в любом случае, модные клише легко распознать, и в них ничего хорошего. Особенно, если речь идет об участии в серьезных фотографических конкурсах.

В наши дни благодаря интернету общение и обмен информацией невероятно легки и доступны, можно запросто поддаться всеобщему увлечению.

И, конечно, вы можете следовать трендам, можете выбрать для фотографии животное, которое сейчас “в моде”, можете испробовать новомодную технику, о которой все говорят — но помните: будет сложно выделиться среди сотен фотографов и их работ, если все едут в одно и то же “модное” место, снимают одно и то же “модное” животное или используют одну и ту же “модную” технику.

На мой взгляд, веяния моды ведут к конформизму, а не к самобытности, а самобытность, как я упомянул, одна из главных отличительных черт искусства.

Ярким примером может послужить использование тубуса (тубус — насадка на осветительный прибор в профессиональной фотографии — прим.перев.).

Тубусы не новы, и в целом в них нет ничего оригинального. Но в последние месяцы они “вошли в моду”, и фотографии, снятые с их помощью, стали появляться повсюду — как в сети, так и на конкурсах. И я уже просто видеть не могу эти снимки с засвеченной областью, окруженной темнотой.

Не поймите меня неправильно, в былые времена я и сам использовал тубус, и я люблю эту технику — но в том и дело, что это всего лишь техника, инструмент; не какая-нибудь волшебная палочка, которая автоматически сделает любую скучную фотографию гениальным снимком, достойным всех наград.

И, кстати, как и со всеми другими инструментами, лучший результат тот, где их использование неочевидно.

Если, глядя на вашу фотографию, любой скажет — “О, ты тубус использовал!” — значит, инструмент взял верх над сюжетом.

В фотографии главное — сюжет, но никак не инструмент.

6. Скептически отнестись к черно-белым фотографиям

Если, скажем, вы делаете подводную фотографию черно-белой, на то должна быть веская причина.

Чаще всего так делают из-за плохой видимости, но плохая видимость — не веская причина, а лишь один из аспектов съемки под водой.

Разумеется, некоторые фотографии отлично работают в черно-белом варианте, но все-таки монохромная съемка — отдельная дисциплина, работа в которой подразумевает вдумчивость и серьезный подход. Снимать в такой технике может быть гораздо сложнее, чем в цвете. И это относится не только к подводной фотографии, а ко всем жанрам фотоискусства.

Переводить фотографию из цветного режима в черно-белый, используя редактор, для большинства подводных фотографий не имеет смысла. Если таким образом вы стремитесь подчеркнуть (или вызвать у зрителя) определенный отклик или эмоцию — замечательно. Но если ваше намерение незаметно и не понятно с первого взгляда — оно того не стоит.

7. Оценить качество фотографии прежде, чем ее содержание

Организаторы конкурсов в первую очередь заинтересованы в качестве представленных фотографий.

Может быть, сейчас это кажется вам само собой разумеющимся, но, поверьте, среди заявок всегда попадаются снимки, которые, кажется, отправили исключительно ради их содержания, забыв о качестве.

Это чаще всего относится к фотографиям крупных животных, а так же каких-то исключительных событий или животных редких пород. Крупные звери обладают харизмой и способностью завладеть кадром, привлечь внимание, поэтому такие фотографии выделяются среди прочих.

Людям ближе и понятнее акулы, скаты, дельфины и киты, чем, например, малюсенькие ракообразные. Но нет никакой иерархии по умолчанию, согласно которой фотографии крупных животных лучше, чем фотографии мелких.

То же относится и к различным исключительным событиям и природным явлениям — ход сардин, рыбы-парусники на Исла-Мухерес, скаты в лагуне Ханифару, китовые акулы у полуострова Чендравасих и т.д. Легко поддаться восторгу при виде этих событий и явлений, и радость от удачного снимка белой акулы тоже понятна. Но, если честно, я всегда предпочту великолепный снимок неприметного маленького животного заурядной фотографии огромного представителя фауны или прославленного природного явления.

8. Найти самобытность

К этому моменту я уже сокращу количество заявок до нескольких фаворитов. Настанет время перейти от причин, по которым фотографии следует исключить, к причинам, по которым какие-то из них станут победителями. Первое, что я ищу, это оригинальность, самобытность; своего рода противоположность четвертому пункту. Определить эти качества трудно, но, заметив их, я тотчас узнаю. Чтобы понять, о чем я говорю, просмотрите фотографии победителей различных конкурсов: среди них доля оригинальности чрезвычайно высока.

9. По-настоящему восхититься

Есть еще одно трудно объяснимое качество; я называю его wow-фактор. Пожалуй, помимо прочих, это чуть ли не самый главный атрибут фотографии, достойной победы. Он заставляет вас замереть, глядя на снимок, и буквально вслух восхищенно вздохнуть: “уаааау”. Сложно определить, какой из аспектов фотографии вызывает такое восхищение; думаю, вернее всего будет сказать, что это общая целостность. Опять же — советую вам просмотреть фотографии, победившие в различных номинациях конкурсов прошлых лет: порция восторгов вам обеспечена.

10. Прислушаться к внутреннему голосу

Наконец, настает время личного выбора.

Нужно понимать, что самые престижные конкурсы получают множество фотографий, идеально выполненных технически, обладающих оригинальностью и wow-фактором. В то же время, у каждого из членов жюри есть собственные предпочтения, и очень маловероятно, что даже двое судей безоговорочно сойдутся в выборе победителей.

В прошлом конкурсе, где я был одним из членов жюри, нам удалось собраться всем вместе и обсудить наш выбор; это оказалось интересно и довольно полезно, потому что мы смогли обменяться мнениями о фотографиях, которые, на наш взгляд, были достойны признания. В нескольких случаях доводы других судей даже изменили мое мнение о некоторых работах.

Как и во многих других жизненных ситуациях, в фотоискусстве слушать других — так же важно, как говорить самому (а то и важнее).

Заключение:

Вот и все.

Бьюсь об заклад, в статье я не открыл Америку, но надеюсь, что мои наблюдения прольют хоть немного света на закулисье конкурсов фотографии.

Многое из вышеописанного — мой личный опыт, и многие примеры характерны именно для подводной фотографии. Но из общения с другими судьями и фотографами я делаю вывод, что большинство из них при выборе руководствуется похожими вещами.

Возможно, вы и сами уже заметили, но я хочу еще раз подчеркнуть, что отбор — это, в основном, отсеивание фотографий, а вовсе не “выбор” победителей.

Поэтому, когда будете выбирать, какие работы отправить на конкурс, попробуйте ненадолго стать судьей и “отсеять” неподходящие снимки, выбрав таким образом лучшие свои фотографии.

И последнее — всегда помните: если ваша фотография не прошла отбор, это не обязательно значит, что она не хороша. В лучших и наиболее престижных конкурсах принимает участие великое множество превосходных фотографий, что, к сожалению, не дает возможности по достоинству наградить всех достойных внимания.

Почитать еще: